ДДТ

Рок-группа (Уфа, Ленинград, Санкт-Петербург). История “ДДТ” началась зимой 1980 в Уфе, когда Юрий Шевчук, дипломированный художник двадцати трех лет, гитарист-самоучка и начинающий поэт, заглянул в соседний Дом культуры “Авангард”, где по воскресеньям собиралась компания музыкантов, игравших в свое удовольствие каверы западных рок-стандартов. Поэтические откровения Шевчука оказались созвучны музыкальному строю группы, и они объединились, взяв короткое и ядовитое название “ДДТ”.

Юрий Шевчук (p. 15 мая 1957, поселок Ягодное Магаданской области) еще ребенком попал в Уфу, куда перевели с Севера его отца-военного. Музыкой он заинтересовался в детстве, учился играть на баяне, но поступил на художественно-графическое отделение местного педагогического института, по окончании которого несколько лет преподавал в сельских школах. До “ДДТ” он успел получить приз на конкурсе авторской песни, где выступал с акустическим ансамблем, недолго играл в группе “ВОЛЬНЫЙ ВЕТЕР” Нияза Абдюшева, однако собирался стать художником, а не музыкантом. Случайный визит в Дом культуры оказался для его судьбы переломным.

Костяк уфимской версии “ДДТ” составили Юрий Шевчук (гитара, вокал), Рустем Асанбаев (p. 22 сентября 1954, Уфа; гитара), Геннадий Родин (бас) и Владимир Сигачев (клавишные, вокал). Место за барабанами последовательно занимали Ринат Шамсутдинов, Борис Пастернаков и Рустем Каримов. Дебют группы состоялся на сцене одного из местных клубов и произвел сенсацию — “ДДТ” оказалась первой в городе группой, публично спевшей собственные песни, опиравшиеся на сильный и самоценный поэтический материал Шевчука. Две любительские записи, сделанные группой в этот период, легли в основу их дебютного магнитофонного альбома “Свинья на радуге” (1982).

Той же весной “ДДТ”, откликнувшись на приглашение “Комсомольской правды”, приняла участие в конкурсе “Золотой камертон” и неожиданно для себя стала его лауреатом. Однако на судьбе группы это не отразилось — идти на эстраду и петь песни советских композиторов “ДДТ” не собиралась, а ничего другого устроители конкурса предложить не могли.

Предложение поступило совсем с другой стороны — от группы из Череповца “РОК-СЕНТЯБРЬ”, которая тоже участвовала в конкурсе. Она имела уникальное по тем временам техническое оснащение и пригласила Шевчука и компанию сделать совместный проект.

В начале 1983 Шевчук и Сигачев отправились в Череповец, где убедились, что в планы “РОК-СЕНТЯБРЯ” входило написание идеологически проходимого альбома с целью дальнейшего продвижения на профессиональной сцене, а не серьезное творчество. Результатом трудного компромисса между “СЕНТЯБРЕМ” и “ДДТ” стал альбом “Компромисс” (1983), записанный Шевчуком и Сигачевым при участии трех участников “СЕНТЯБРЯ” в качестве сессионных музыкантов.

В мае 1983 группа с успехом выступила на стадионе “Лужники” в программе трехдневного фестиваля “Рок за мир”, однако ее выступление не было включено в посвященную событию телепрограмму. Ровно через год, в мае 1984, в Уфе был записан третий альбом “ДДТ” “Периферия”. В его записи участвовали Шевчук, Родин, Рустем Ризванов (гитара), Владислав Синчилло (клавишные) и Сергей Рудой (барабаны). Острая социальная направленность альбома, ироничные и горькие зарисовки окружающей действительности сразу же сделали его событием, однако вызвали резкое недовольство властей. Участники “ДДТ” — и прежде всего сам Шевчук — подверглись жестким репрессиям со стороны местной администрации и КГБ, а доброхоты из местной газеты заклеймили его как “агента Ватикана!” Группа распалась, а Шевчук на время переехал в Свердловск, где (под названием “ГЛОБУС”) играл с участниками группы “УРФИН ДЖЮС”. В 1985 он перебрался в Москву, а в марте того же года дал первый (еще подпольный) концерт в Ленинграде.

Лишенный возможности нормально работать, Шевчук в этот период регулярно выступал на частных квартирах — соло или дуэтом со скрипачом, гитаристом и певцом Сергеем Рыженко (p. в 1956, в Севастополе). Один из таких концертов был записан и позднее разошелся по стране как альбом “Москва. Жара” (1985). Те же двое плюс вернувшийся в строй Сигачев, знаменитый фри-джазовый саксофонист Сергей Летов, а также уфимские музыканты Нияз Абдюшев (p. 24 ноября 1954; бас) и Сергей Рудой (барабаны) — в ноябре 1985 записали альбом “Время”.

В конце 1985 Шевчук окончательно переселился в Питер, где весь следующий год обживался и присматривал себе новых музыкантов. В канун 1987 сложился костяк современной версии “ДДТ”: Шевчук, Андрей Васильев (p. 22 декабря 1959, Ленинград; гитара), Вадим Курылев (p. 30 мая 1964, Ленинград; бас, гитара, вокал) и Игорь Доценко (p. 16 июля 1953, Изяслав Хмельницкой области; барабаны). За исключением Доценко, который провел десять лет на профессиональной сцене и играл, в частности, с вокально-инструментальным ансамблем “СИНЯЯ ПТИЦА”, никто из них опыта серьезных выступлений не имел. Новый состав “ДДТ” дебютировал 23 января 1987 в Ленинградском рок-клубе на мемориале легенды питерского рока группы “РОССИЯНЕ” (которая по духу была во многом близка к “ДДТ”) и был встречен с воодушевлением и восторгом. В апреле того же года к ним присоединился гитарист и скрипач Никита Зайцев, герой местной рок-сцены и ветеран еще одной легендарной группы “САНКТ-ПЕТЕРБУРГ”.

Весной 1987 “ДДТ” представила свою программу на 5-м фестивале рок-клуба, где была признана его главным открытием. В том же году они играли на видеофестивале “Рок-87” (запись с него, под названием “Шушары”, еще ожидает своего выхода в серии архивных переизданий), на всесоюзных рок-фестивалях в подмосковной Черноголовке (июнь) и Подольске (сентябрь), где состав группы усилили клавишник “ЗООПАРКА” Андрей Муратов и гармошечник Александр Бровко (p. 29 июля 1956, Ленинград).

Летом 1988 “ДДТ” повторила успех на 6-м фестивале рок-клуба, триумфально проехала с концертами по всей стране от Балтики до Камчатки и записала альбом своих лучших песен “Я получил эту роль” (1989) для лениградского отделения фирмы “Мелодия”. Во время работы над альбомом в группу пришел знаменитый джазовый саксофонист-флейтист Михаил Чернов, который играл всюду — от биг-бэндов до “ПОП-МЕХАНИКИ” Сергея Курехина и рок-групп “АКВАРИУМ” и “АЛИСА”.

Если конец 80-х годов “ДДТ” провела в непрерывных гастролях по стране, несколько раз выезжала за границу (США, Франция, Япония, Венгрия, Польша, а позднее Израиль и Великобритания) и изредка записывалась, то начало следующего десятилетия она встретила в студии. С выходом альбома “Оттепель” (1991) в биографии группы начался новый этап. Она резко сократила число концертов, предпочитая показывать тщательно подготовленные, связанные общим сюжетом и режиссурой представления-спектакли (“Черный пес Петербург” в 1992, “Это все” в 1994, “От и До” в 1995). “ДДТ” подтверждала свой статус регулярно выходящими альбомами: “Пластун” (1992), “Актриса Весна” (1992), “Черный пес Петербург” (1994), “Это все” (1994), “Любовь” (1996). Одной из первых в стране “ДДТ” решила взять в свои руки издание музыкальной продукции группы, создав свою студию “DDT Records”, собственную дистрибуторскую сеть и рекламное агентство. В 1996 “DDT Records” начала выпускать не только продукцию “ДДТ” и ее участников, но и записи молодых или недостаточно известных питерских и иногородних групп (“ЧУФЕЛЛА МАРЗУФЕЛЛА”, “СПОРТ”, “КОРОЛЬ И ШУТ”, “РАЗНЫЕ ЛЮДИ”).

27 мая 1993, в день рождения Петербурга, “ДДТ” дала открытый концерт на Дворцовой площади, на котором присутствовало 120 тысяч человек. Тем же летом группа приняла участие в международном фестивале “Белые ночи Санкт-Петербурга” в Берлине, а осенью была удостоена престижной музыкальной премии “Овация” (отечественный аналог “Grammy”) как лучшая рок-группа года, а Шевчук был признан лучшим рок-певцом года.

В январе 1995 Шевчук и Бровко отправились с миротворческой миссией в район боевых действий в Чечню, где дали около пятидесяти концертов для российских воинов. В октябре 1996, в рамках своего турне “От и До”, “ДДТ” уже всем составом прибыла в Грозный и выступила с открытым концертом, на котором присутствовали представители обеих противоборствующих сторон.

25 июня 1995 состоялся грандиозный (и, вероятно, один из крупнейших во всей истории питерского рока) концерт “ДДТ” на стадионе “Петровский”; годом позже на той же площадке группа провела Питерский рок-фестиваль, на котором известные музыканты представляли молодежь и дебютантов. Этот фестиваль положил начало новой традиции и был продолжен в июне 1997 трехдневным музыкальным праздником во Дворце спорта “Юбилейный”.

В составе “ДДТ” за это время произошел ряд изменений: ее покинули Зайцев и Муратов, который активно занялся звукорежиссурой и продюсированием, а в 1996 эмигрировал в Германию. В сезоне 1994—95 в группе вновь — на этот раз как клавишник — появился Сергей Рыженко, некоторое время с ней играли гитаристы Александр Ляпин (экс-“АКВАРИУМ”) и Артур Овсепян. В 1995 Рыженко сменил Дмитрий Галицкий, коллега Доценко времен “СИНЕЙ ПТИЦЫ”. Летом 1996 его место, в свою очередь, занял Константин “Кот” Шумайлов (p. 20 сентября 1967, Одесса) из “КОШКИНОГО ДОМА” и “ТЕЛЕВИЗОРА”.

Если на первых порах музыка “ДДТ” тяготела к традициям 70-х годов (рок-н-ролл, хард-рок, ритм-энд-блюз), то со временем мелодический язык Шевчука стал более разнообразным и включал элементы “новой волны”, джаза, а позднее в нем усилились интонации традиционного русского мелоса. Альбомы же начала 90-х годов демонстрируют массу отличных баллад и поп-хитов, упрочивших успех и популярность “ДДТ” на российской рок-сцене.

В разное время “ДДТ” снялась в документальных лентах “Я получил эту роль” (реж. А. Мельниченко, 1983), “Рок” (реж. А. Учитель, 1987), “Игра с неизвестным” (реж. П. Солдатенков), а сам Шевчук сыграл главную роль в художественной ленте С. Сельянова “Духов День” (1991).

Андрей Бурлака

Дискография:

Свинья на радуге (1982)

Компромисс (1983)

Периферия (1984; Эрио, LP, 1990; DDT Records, CD, MC, 1995)

Время (1985; DDT Records, MC, 1995)

Юрий Шевчук, Сергей Рыженко. Москва. Жара (1985)

Юрий Шевчук, Александр Башлачев. Кочегарка (1985; Manchester, MC, 1995)

Шушары (1987)

Я получил эту роль (1989; Мелодия, LP, 1990; DDT Records, CD 1993, 1994)

Вадим Курылев. Никто (1991; LP)

Оттепель (1991; SNC Records, CD, 1993, 1995)

Пластун (1992; DDT Records, CD, 1995, 1996)

Актриса весна (1992; DDT Records, 1992, 1993)

Черный пес Петербург (1992; DDT Records, 2 CD, 1994)

Это все… (1994; DDT Records, CD, 1995)

Любовь (DDT Records, CD, 1996)

Булавка для бабочки (1996; CD, 1997)

Михаил Чернов. Дядя Миша In Rock (DDT Records, CD, 1996)

Home

 

Hosted by uCoz