ДДТ
Рок-группа (Уфа, Ленинград, Санкт-Петербург). История ДДТ началась зимой 1980 в Уфе, когда Юрий Шевчук, дипломированный художник двадцати трех лет, гитарист-самоучка и начинающий поэт, заглянул в соседний Дом культуры Авангард, где по воскресеньям собиралась компания музыкантов, игравших в свое удовольствие каверы западных рок-стандартов. Поэтические откровения Шевчука оказались созвучны музыкальному строю группы, и они объединились, взяв короткое и ядовитое название ДДТ.
Юрий Шевчук (p. 15 мая 1957, поселок Ягодное Магаданской области) еще ребенком попал в Уфу, куда перевели с Севера его отца-военного. Музыкой он заинтересовался в детстве, учился играть на баяне, но поступил на художественно-графическое отделение местного педагогического института, по окончании которого несколько лет преподавал в сельских школах. До ДДТ он успел получить приз на конкурсе авторской песни, где выступал с акустическим ансамблем, недолго играл в группе ВОЛЬНЫЙ ВЕТЕР Нияза Абдюшева, однако собирался стать художником, а не музыкантом. Случайный визит в Дом культуры оказался для его судьбы переломным.
Костяк уфимской версии ДДТ составили Юрий Шевчук (гитара, вокал), Рустем Асанбаев (p. 22 сентября 1954, Уфа; гитара), Геннадий Родин (бас) и Владимир Сигачев (клавишные, вокал). Место за барабанами последовательно занимали Ринат Шамсутдинов, Борис Пастернаков и Рустем Каримов. Дебют группы состоялся на сцене одного из местных клубов и произвел сенсацию ДДТ оказалась первой в городе группой, публично спевшей собственные песни, опиравшиеся на сильный и самоценный поэтический материал Шевчука. Две любительские записи, сделанные группой в этот период, легли в основу их дебютного магнитофонного альбома Свинья на радуге (1982).
Той же весной ДДТ, откликнувшись на приглашение Комсомольской правды, приняла участие в конкурсе Золотой камертон и неожиданно для себя стала его лауреатом. Однако на судьбе группы это не отразилось идти на эстраду и петь песни советских композиторов ДДТ не собиралась, а ничего другого устроители конкурса предложить не могли.
Предложение поступило совсем с другой стороны от группы из Череповца РОК-СЕНТЯБРЬ, которая тоже участвовала в конкурсе. Она имела уникальное по тем временам техническое оснащение и пригласила Шевчука и компанию сделать совместный проект.
В начале 1983 Шевчук и Сигачев отправились в Череповец, где убедились, что в планы РОК-СЕНТЯБРЯ входило написание идеологически проходимого альбома с целью дальнейшего продвижения на профессиональной сцене, а не серьезное творчество. Результатом трудного компромисса между СЕНТЯБРЕМ и ДДТ стал альбом Компромисс (1983), записанный Шевчуком и Сигачевым при участии трех участников СЕНТЯБРЯ в качестве сессионных музыкантов.
В мае 1983 группа с успехом выступила на стадионе Лужники в программе трехдневного фестиваля Рок за мир, однако ее выступление не было включено в посвященную событию телепрограмму. Ровно через год, в мае 1984, в Уфе был записан третий альбом ДДТ Периферия. В его записи участвовали Шевчук, Родин, Рустем Ризванов (гитара), Владислав Синчилло (клавишные) и Сергей Рудой (барабаны). Острая социальная направленность альбома, ироничные и горькие зарисовки окружающей действительности сразу же сделали его событием, однако вызвали резкое недовольство властей. Участники ДДТ и прежде всего сам Шевчук подверглись жестким репрессиям со стороны местной администрации и КГБ, а доброхоты из местной газеты заклеймили его как агента Ватикана! Группа распалась, а Шевчук на время переехал в Свердловск, где (под названием ГЛОБУС) играл с участниками группы УРФИН ДЖЮС. В 1985 он перебрался в Москву, а в марте того же года дал первый (еще подпольный) концерт в Ленинграде.
Лишенный возможности нормально работать, Шевчук в этот период регулярно выступал на частных квартирах соло или дуэтом со скрипачом, гитаристом и певцом Сергеем Рыженко (p. в 1956, в Севастополе). Один из таких концертов был записан и позднее разошелся по стране как альбом Москва. Жара (1985). Те же двое плюс вернувшийся в строй Сигачев, знаменитый фри-джазовый саксофонист Сергей Летов, а также уфимские музыканты Нияз Абдюшев (p. 24 ноября 1954; бас) и Сергей Рудой (барабаны) в ноябре 1985 записали альбом Время.
В конце 1985 Шевчук окончательно переселился в Питер, где весь следующий год обживался и присматривал себе новых музыкантов. В канун 1987 сложился костяк современной версии ДДТ: Шевчук, Андрей Васильев (p. 22 декабря 1959, Ленинград; гитара), Вадим Курылев (p. 30 мая 1964, Ленинград; бас, гитара, вокал) и Игорь Доценко (p. 16 июля 1953, Изяслав Хмельницкой области; барабаны). За исключением Доценко, который провел десять лет на профессиональной сцене и играл, в частности, с вокально-инструментальным ансамблем СИНЯЯ ПТИЦА, никто из них опыта серьезных выступлений не имел. Новый состав ДДТ дебютировал 23 января 1987 в Ленинградском рок-клубе на мемориале легенды питерского рока группы РОССИЯНЕ (которая по духу была во многом близка к ДДТ) и был встречен с воодушевлением и восторгом. В апреле того же года к ним присоединился гитарист и скрипач Никита Зайцев, герой местной рок-сцены и ветеран еще одной легендарной группы САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.
Весной 1987 ДДТ представила свою программу на 5-м фестивале рок-клуба, где была признана его главным открытием. В том же году они играли на видеофестивале Рок-87 (запись с него, под названием Шушары, еще ожидает своего выхода в серии архивных переизданий), на всесоюзных рок-фестивалях в подмосковной Черноголовке (июнь) и Подольске (сентябрь), где состав группы усилили клавишник ЗООПАРКА Андрей Муратов и гармошечник Александр Бровко (p. 29 июля 1956, Ленинград).
Летом 1988 ДДТ повторила успех на 6-м фестивале рок-клуба, триумфально проехала с концертами по всей стране от Балтики до Камчатки и записала альбом своих лучших песен Я получил эту роль (1989) для лениградского отделения фирмы Мелодия. Во время работы над альбомом в группу пришел знаменитый джазовый саксофонист-флейтист Михаил Чернов, который играл всюду от биг-бэндов до ПОП-МЕХАНИКИ Сергея Курехина и рок-групп АКВАРИУМ и АЛИСА.
Если конец 80-х годов ДДТ провела в непрерывных гастролях по стране, несколько раз выезжала за границу (США, Франция, Япония, Венгрия, Польша, а позднее Израиль и Великобритания) и изредка записывалась, то начало следующего десятилетия она встретила в студии. С выходом альбома Оттепель (1991) в биографии группы начался новый этап. Она резко сократила число концертов, предпочитая показывать тщательно подготовленные, связанные общим сюжетом и режиссурой представления-спектакли (Черный пес Петербург в 1992, Это все в 1994, От и До в 1995). ДДТ подтверждала свой статус регулярно выходящими альбомами: Пластун (1992), Актриса Весна (1992), Черный пес Петербург (1994), Это все (1994), Любовь (1996). Одной из первых в стране ДДТ решила взять в свои руки издание музыкальной продукции группы, создав свою студию DDT Records, собственную дистрибуторскую сеть и рекламное агентство. В 1996 DDT Records начала выпускать не только продукцию ДДТ и ее участников, но и записи молодых или недостаточно известных питерских и иногородних групп (ЧУФЕЛЛА МАРЗУФЕЛЛА, СПОРТ, КОРОЛЬ И ШУТ, РАЗНЫЕ ЛЮДИ).
27 мая 1993, в день рождения Петербурга, ДДТ дала открытый концерт на Дворцовой площади, на котором присутствовало 120 тысяч человек. Тем же летом группа приняла участие в международном фестивале Белые ночи Санкт-Петербурга в Берлине, а осенью была удостоена престижной музыкальной премии Овация (отечественный аналог Grammy) как лучшая рок-группа года, а Шевчук был признан лучшим рок-певцом года.
В январе 1995 Шевчук и Бровко отправились с миротворческой миссией в район боевых действий в Чечню, где дали около пятидесяти концертов для российских воинов. В октябре 1996, в рамках своего турне От и До, ДДТ уже всем составом прибыла в Грозный и выступила с открытым концертом, на котором присутствовали представители обеих противоборствующих сторон.
25 июня 1995 состоялся грандиозный (и, вероятно, один из крупнейших во всей истории питерского рока) концерт ДДТ на стадионе Петровский; годом позже на той же площадке группа провела Питерский рок-фестиваль, на котором известные музыканты представляли молодежь и дебютантов. Этот фестиваль положил начало новой традиции и был продолжен в июне 1997 трехдневным музыкальным праздником во Дворце спорта Юбилейный.
В составе ДДТ за это время произошел ряд изменений: ее покинули Зайцев и Муратов, который активно занялся звукорежиссурой и продюсированием, а в 1996 эмигрировал в Германию. В сезоне 199495 в группе вновь на этот раз как клавишник появился Сергей Рыженко, некоторое время с ней играли гитаристы Александр Ляпин (экс-АКВАРИУМ) и Артур Овсепян. В 1995 Рыженко сменил Дмитрий Галицкий, коллега Доценко времен СИНЕЙ ПТИЦЫ. Летом 1996 его место, в свою очередь, занял Константин Кот Шумайлов (p. 20 сентября 1967, Одесса) из КОШКИНОГО ДОМА и ТЕЛЕВИЗОРА.
Если на первых порах музыка ДДТ тяготела к традициям 70-х годов (рок-н-ролл, хард-рок, ритм-энд-блюз), то со временем мелодический язык Шевчука стал более разнообразным и включал элементы новой волны, джаза, а позднее в нем усилились интонации традиционного русского мелоса. Альбомы же начала 90-х годов демонстрируют массу отличных баллад и поп-хитов, упрочивших успех и популярность ДДТ на российской рок-сцене.
В разное время ДДТ снялась в документальных лентах Я получил эту роль (реж. А. Мельниченко, 1983), Рок (реж. А. Учитель, 1987), Игра с неизвестным (реж. П. Солдатенков), а сам Шевчук сыграл главную роль в художественной ленте С. Сельянова Духов День (1991).
Андрей Бурлака
Дискография:
Свинья на радуге (1982)
Компромисс (1983)
Периферия (1984; Эрио, LP, 1990; DDT Records, CD, MC, 1995)
Время (1985; DDT Records, MC, 1995)
Юрий Шевчук, Сергей Рыженко. Москва. Жара (1985)
Юрий Шевчук, Александр Башлачев. Кочегарка (1985; Manchester, MC, 1995)
Шушары (1987)
Я получил эту роль (1989; Мелодия, LP, 1990; DDT Records, CD 1993, 1994)
Вадим Курылев. Никто (1991; LP)
Оттепель (1991; SNC Records, CD, 1993, 1995)
Пластун (1992; DDT Records, CD, 1995, 1996)
Актриса весна (1992; DDT Records, 1992, 1993)
Черный пес Петербург (1992; DDT Records, 2 CD, 1994)
Это все (1994; DDT Records, CD, 1995)
Любовь (DDT Records, CD, 1996)
Булавка для бабочки (1996; CD, 1997)
Михаил Чернов. Дядя Миша In Rock (DDT Records, CD, 1996)